Елена Олеговна делится с коллегами опытом Ярославского политеха в гибридном образовании, индивидуализации учебных треков и массовом проектном обучении.
Елена Степанова: «Хотелось бы обсудить наши методологические основания и кейсы.
Для чего нам Индивидуальные образовательные траектории? Мы три года это делаем. Почему? Потому что надоело разбираться с частностями, в том числе на примере неоднородности студентов. Неоднородность на уровне групп студентов, которые имели невысокий уровень подготовки по определенным дисциплинам. Сейчас сократилось отчисление на уровне первых курсов по неуспеваемости. Это и причина, что студенты все разные. Это тенденция к дезадаптации по нескольким предметам и отсутствие способности к самоопределению. Ком таких частностей растет, и наш опыт ИОТ — это попытка системного решения при полном осознании, что университет еще и неоднороден внутри.
Мы приняли для себя непривычную в образовании продуктовую логику: все, что выходит из стен университета, — это продукт.
Зачем нам ИОТ? Это наша конкурентоспособность. Мы многое пробуем. У нас работает биржа проектов как способ сборки команд. Мы хотим стать понятными для предприятий через формат учебных задач. Делаем ставку на максимизацию отношений и доходов от хозяйственных договоров на НИОКР с индустриями. Наши студенческие команды заходят в периметр групп разработчиков. И все это при том, что мы понимаем: государственные деньги нам по ряду причин недоступны.
И для нас не стоит вопроса „или“. Это скорее вопрос верного сочетания индивидуализации разных уровней подготовки и приоритетов университета. У нас в программе развития проект инженерной школы политеха (появился раньше, чем проект ПИШ). Это предельно индивидуализированный подход и свободный учебный план. Работа со студентом в такой организованной деятельности развивает его способности к самоопределению. И это один из смыслов индивидуализации».
ЯГТУ внедряет в процесс учебы индивидуальные образовательные программы и планирует расширять этот опыт, цифировизируя организацию внеучебного процесса, инновационную и научную деятельность студентов.
1 июня 2023